История русской философии тест

Билет 1 - Вопрос . Всего 135 вопросов. Правильно: 0. Неправильно: 0.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
Подсказка
Мои просмотры:1




История русской философии тест онлайн бесплатно


Тесты по менеджменту и маркетингу



История русской философии тест включает в себя 130 вопросов, необходимых для подготовки к экзамену или тестированию по данному предмету. Общая дисциплина - история, тесты по Истории.


Написать комментарий


Как к Вам обращаться: Адрес электронной почты: Ваше сообщение:



История русской философии тест онлайн бесплатно

    1. Слово «философия» появляется в русской письменности в:

  • XII в
  • X в
  • XI в
  • XIII в

    • 2. Участниками сборника «Смена вех» были:

    • П.И. Новгородцев, С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, С.А. Алексеев (Аскольдов), С.Л. Франк
    • Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, А.С. Изгоев, П.Б. Струве, С.Л. Франк, С.А. Аскольдов (Алексеев), В.И. Иванов, С.А. Котляревский, В.Н. Муравьев, П.И. Новгородцев, И.А. Покровский
    • Ю.В. Ключников, Н.В. Устрялов, С.С. Лукьянов, А.В. Бобрищев-Пушкин, С.С. Чахотин, Ю.Н. Потехин
    • Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, М.О. Гершензон, А.С. Изгоев, Б.А. Кистяковский, П.Б. Струве, С.Л. Франк

      • 3. По мнению Ф. Прокоповича, наилучшая форма правления — это:

      • аристократия
      • конституционная монархия
      • демократия
      • самодержавная монархия

        • 4. «Ничто так определенно не подтверждает самостоятельность и оригинальность русской философии, как наличность ее развития», — указывал:

        • Н.О. Лосский
        • Я.Н. Колубовский
        • С.Л. Франк
        • В.В. Зеньковский

          • 5. В изречении «Наиболее адекватным представлением о ней будет понимание ее как всеохватывающей мудрости, высшего духовного синтеза практической и умственной деятельности, как целостного представления о мире, обществе и человеке, выраженного в самых разнообразных видах духовного творчества» речь идет о:

          • Софии
          • духовно-аскетической практике
          • русской средневековой философии
          • церкви

            • 6. С.Л. Франк значимость русской философии связывает с ее:

            • сверхнаучным интуитивным характером
            • специфическим подходом к мировым проблемам, особым способом их переживания
            • всемирно-историческим значением
            • диалектическим развитием

              • 7. Развитее общества рассматривается А.Д. Кантемиром как борьб

              • знания с глупостью
              • классов
              • интересов
              • идей и мотивов

                • 8. Г.В. Флоровский перед православным богословием ставит задачу

                • выработать целостную систему христианской мысли
                • обратить основное внимание на сохранение и приумножение духовной культуры и преодолеть с этой целью партийную непримиримость и идеологический фанатизм
                • борьбы с секуляризмом, с безрелигиозной и антирелигиозной философией нового времени
                • непротиворечивость веры разуму и позитивной науке

                  • 9. С принятием христианства на смену языческому пониманию времени приходит:

                  • понятие вечности и сверхвременности
                  • линейное понимание времени: от творения до Страшного суда
                  • идея вечного круговорота
                  • динамическая концепция времени

                    • 10. Страшный суд — это:

                    • исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие, которое вбирает в себя смысл истины и справедливости, правого социального порядка и праведности в личной жизни
                    • в христианском вероучении предстоящее в конце времен окончательное воздаяние в виде суда вторично пришедшего Иисуса Христа над всеми когда-либо жившими людьми
                    • философское учение, в соответствии с которым сознание внутренне связано с бытием и основывается на нем
                    • мировоззренческий комплекс дохристианских представлений, составляющий основу религиозных культов, обрядности, ритуальных правил и предписаний, регулировавших сакральную и бытовую сторону жизни

                      • 11. По мнению Ф.М. Достоевского, русский «коллективизм» и русская «соборность», — это великие преимущества русского ...

                      • народа
                      • общества
                      • государства
                      • характера

                        • 12. Один из творцов новой русской литературы, гениальный писатель, христианский мыслитель, автор «Избранных мест из переписки с друзьями» — это:

                        • Ф.М. Достоевский
                        • К.Н. Леонтьев
                        • Н.Н. Страхов
                        • Н.В. Гоголь

                          • 13. Постепенная замена средневекового типа мышления начинается в:

                          • XVII в
                          • XV в
                          • XVIII в
                          • XVI в

                            • 14. Державность как цивилизационный фактор — это:

                            • фактор, характеризующий важную роль государства России в истории отечественной цивилизации, в развитии сбалансированных отношений с иными цивилизациями
                            • философское понятие, выражающее органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности
                            • фактор, регулирующий развитие личности и социальных групп на основе гармоничного сочетания свободы и единства, творчества и ответственности
                            • фактор развития крупных государственных образований (Рима, Византии, России), испытывающих влияние культур народов Востока и Запада

                              • 15. Социально-философская позиция П.Н. Ткачева называется:

                              • «диалектический материализмом»
                              • «исторический материализмом»
                              • «антропологический материализмом»
                              • «экономическим материализмом»

                                • 16. Главой московских почитателей Шеллинга был:

                                • М.Г. Павлов
                                • Д.М. Велланский
                                • Я.П. Козельский
                                • Д.С. Аничков

                                  • 17. Г.Г. Шпет выступал за строгую научность философии и утверждал, что признает философию только в качестве

                                  • гипотезы
                                  • теории
                                  • знания
                                  • теоремы

                                    • 18. Мысль, наиболее близкая историософским воззрениям В.Н. Татищева, заключается в том, что ...

                                    • история не имеет цели и смысла
                                    • история общества есть история непрерывной классовой борьбы
                                    • целью исторического развития должно стать восстановление утраченного баланса человека и природы
                                    • в своем историческом развитии общество проходит те же стадии духовного развития, что и отдельный человек

                                      • 19. Христианское понимание национальной миссии, считал С.Н. Булгаков, связано с идеей братства народов и должно быть свободно от звериного

                                      • эоизма
                                      • нционализма
                                      • аорализма
                                      • пагматизма

                                        • 20. Автором изречения: «Аз сельской человек, учился буквами, а еллинских борзостей не текох, риторских астроном не читах, ни с мудрыми философы в беседе не бывал, учюся книгам благодатного Закона, аще бы мощно моя грешная душа очистити от грех» является:

                                        • Митрополит Илларион
                                        • Инок Филофей
                                        • Нил Сорский
                                        • Иосиф Волоцкий

                                          • 21. Г.П. Федотов усматривал залог возрождения России в:

                                          • создании мощного государства, которое не только смогло бы противостоять внешним геополитическим вызовам, но и модернизировать российскую экономику и победить коррупцию
                                          • создании политической свободы и в освоении духовного наследия России при одновременном сохранении европейского измерения ее духовности; кроме того, необходимо пробуждение национального самосознания народа, которое должны стимулировать и государство, и церковь
                                          • создании национального русского государства, опирающегося на традиции православия
                                          • воспитании устойчивого правосознания, на основе которого можно созидать здоровый государственный и социальный строй

                                            • 22. «Не через родину, а через истину ведет путь на небо», — утверждал:

                                            • В.С. Соловьев
                                            • А.С. Хомяков
                                            • Ю.Ф. Самарин
                                            • П.Я. Чаадаев

                                              • 23. «Сфера разума», новое состояние земной оболочки, характеризующееся пронизанностью научной мыслью и сознательно организуемой на основе ее целенаправленной деятельностью человека, называется:

                                              • металогическим бытием
                                              • ноосферой
                                              • логосом
                                              • софией

                                                • 24. «Церковь одна в силах разрешить все узлы, недоумения и вопросы наши», — писал:

                                                • Н.Я. Данилевский
                                                • К.Н. Леонтьев
                                                • Н.В. Гоголь
                                                • Н.Н. Страхов

                                                  • 25. Мыслитель раннего периода русской средневековой философии — это:

                                                  • Максим Грек
                                                  • Иоанникий Лихуд
                                                  • митрополит Иларион
                                                  • Филофей

                                                    • 26. «Диалектика всегда есть непосредственное знание ... сама непосредственность ... Диалектика есть просто глаза ... хорошие глаза», — считал:

                                                    • А.Ф. Лосев
                                                    • П.А. Флоренский
                                                    • В.И. Ленин
                                                    • Г.Г. Шпет

                                                      • 27. Философское учение, ограничивающее роль Бога лишь творением мира и отрицающее Его влияние, развитие природных явлений и социальных процессов, — это:

                                                      • деизм
                                                      • политеизм
                                                      • пантеизм
                                                      • томизм

                                                        • 28. Гносеологическое предназначение «субъективного метода» в том, что он

                                                        • позволяет обнаружить и обосновать необходимый для личности общественный идеал
                                                        • стремится осмыслить человека как целостное существо, таким, каков он есть, со всеми его скорбями и желаниями
                                                        • гарантирует недопущение искажений субъектом познания объективных показаний предмета или события
                                                        • призван установить степень и характер влияния субъективного на объективное

                                                          • 29. Основной мотив философии С.Н. Булгакова — это:

                                                          • «Оправдание Бога» (теодицея)
                                                          • Оправдание человека
                                                          • Оправдание мира
                                                          • Осуждение мира

                                                            • 30. Интуиция как непосредственное сознавание субъектом не только процессов его собственной внутренней жизни, но и жизни внешнего мира основывается Лосским на гносеологической

                                                            • иерархизации
                                                            • координации
                                                            • хаотизации
                                                            • субординации

                                                              • 31. «Крайне несправедливо думать, что церковь требует принужденного единства или принужденного послушания; напротив, она гнушается того и другого; ибо в делах веры принужденное единство есть ложь, а принужденное послушание есть смерть», — утверждал:

                                                              • И.В. Киреевский
                                                              • П.Д. Юркевич
                                                              • А.С. Хомяков
                                                              • Н.Ф. Федоров

                                                                • 32. «Обеспечить каждому члену общества духовные и материальные условия нормального развития, ведущего к порогу Царства Божия», — это, по мнению Н.О. Лосского, высшая цель

                                                                • государства
                                                                • общества
                                                                • культуры
                                                                • цивилизации

                                                                  • 33. Учение о сверхчувственных принципах и началах бытия — это:

                                                                  • волюнтаризм
                                                                  • метафизика
                                                                  • телеология
                                                                  • рационализм

                                                                    • 34. Мыслители-декабристы (укажите лишего):

                                                                    • Н.М. Муравьев
                                                                    • Д.В. Веневитинов
                                                                    • П.И. Пестель
                                                                    • И.Д. Якушкин

                                                                      • 35. Учение об интуиции как о самом главном и надежном источнике познания — это:

                                                                      • теургия
                                                                      • интенция
                                                                      • панлогизм
                                                                      • интуитивизм

                                                                        • 36. Тезис, несвойственный учению Г.С. Сковороды, состоит в том, что ...

                                                                        • разум и вера не только разнонаправлены, но в принципе несовместимы
                                                                        • все бытие состоит из трех уровней: макросом или Вселенная; микрокосм и символическая реальность, сопрягающая воедино макрокосм и микрокосм
                                                                        • реальность бытия — разная на поверхности и в глубине
                                                                        • путь к углубленному созерцанию бытия должен быть найден, прежде всего, в отношении к самому себе

                                                                          • 37. П.А. Флоренский утверждает, что истина — это то, что ...

                                                                          • обосновано
                                                                          • неопровержимо
                                                                          • принято
                                                                          • проверено

                                                                            • 38. Будущее евразийское государство характеризовалось евразийцами как:

                                                                            • демократическое
                                                                            • идеократическое
                                                                            • конституционно-монархическое
                                                                            • монархическое

                                                                              • 39. П.А. Флоренский считал, что Истина, Добро и Красота — эта метафизическая триада — есть не три разные начала, а одно. Это — одна и та же ...

                                                                              • мистическая эволюция
                                                                              • духовная жизнь
                                                                              • сущность познания
                                                                              • основа мироздания

                                                                                • 40. Основатель интуитивизма и представитель персонализма в русской философии — это:

                                                                                • С.Н. Булгаков
                                                                                • Н.А. Бердяев
                                                                                • Н.О. Лосский
                                                                                • В.В. Зеньковский

                                                                                  • 41. Основные гносеологические идеи Е.Н. Трубецкого (укажите лишнее) — это:

                                                                                  • «Абстракция необходима потому, что наше участие в абсолютном сознании несовершенно и неполно. Абстракция в познании является только средством и промежуточным звеном для установления конкретного единства сущего. Без абстракции мы не могли бы избавиться от субъективного и случайного в классификации непосредственных данных опыта и восстановить их абсолютный синтез, т.е. необходимый и объективный порядок, обусловливающий истину»
                                                                                  • «Наше познание возможно лишь благодаря нашему участию в абсолютном сознании, благодаря тому, что человеческое и абсолютное мышление, отличаясь друг от друга, одновременно составляют одно неделимое целое»
                                                                                  • «Нет абсолютной истины, но есть только истина для человека, что критерий истины следует искать в удовлетворении познавательных потребностей человеческой природы»
                                                                                  • «Необходимо разграничение естественного и мистического знания (первое имеет дело с природными вещами и искусственно созданными предметами, а второе — с вечными божественными идеями)»

                                                                                    • 42. Философ-материалист, общественный деятель, публицист, революционер — это:

                                                                                    • Н.В. Станкевич
                                                                                    • А.И. Герцен
                                                                                    • Т.Н. Грановский
                                                                                    • Н.Г. Чернышевский

                                                                                      • 43. Древними славянами, одновременно с выделением пары полюсных понятий, всегда принималась во внимание их:

                                                                                      • противоречивость
                                                                                      • несовместимость
                                                                                      • относительность
                                                                                      • взаимозависимость

                                                                                        • 44. Хронологические рамки русской средневековой философии — это:

                                                                                        • XI-XIII вв
                                                                                        • V-XV вв
                                                                                        • XI-XVII вв
                                                                                        • XIII-XV вв

                                                                                          • 45. В своем высказывании о русской философии М.В. Безобразова:

                                                                                          • заявляет о заимствованном характере русской философии
                                                                                          • подчеркивает самобытный характер русской философии
                                                                                          • говорит о необходимости донести до общеевропейской науки философское наследие древнерусских мыслителей в чистоте и неизменности
                                                                                          • призывает освоить и творчески использовать положительный опыт нашего народа

                                                                                            • 46. Космогенный тип цивилизации свойственен, прежде всего, цивилизациям:

                                                                                            • Востока
                                                                                            • Ближнего Востока
                                                                                            • Евразии
                                                                                            • Запада

                                                                                              • 47. «Познание вещей как они существуют» — определение философии

                                                                                              • В.Н. Татищева
                                                                                              • митрополита Платона
                                                                                              • Г. Конисского
                                                                                              • А.Д. Кантемира

                                                                                                • 48. Главой московских почитателей Шеллинга был:

                                                                                                • Я.П. Козельский
                                                                                                • М.Г. Павлов
                                                                                                • Д.С. Аничков
                                                                                                • Д.М. Велланский

                                                                                                  • 49. По В.В. Розанову, мировым и все более определяющим судьбы человечества стал следующий тип культуры:

                                                                                                  • языческий
                                                                                                  • антихристианский
                                                                                                  • неоязыческий
                                                                                                  • христианский

                                                                                                    • 50. Г.В. Флоровский видит путь преодоления «латинского влияния» в православном богословии в:

                                                                                                    • выработке целостной системы христианской мысли
                                                                                                    • свободной встрече с христианским Западом и его проблематикой, на которую православие должно дать ответы из глубины своего опыта
                                                                                                    • конфессиональной самоизоляции и замкнутости
                                                                                                    • экуменическом движении

                                                                                                      • 51. Национальная и цивилизационная идентичность Руси окончательно сформировалась в результате

                                                                                                      • влияния Запада
                                                                                                      • образования государства
                                                                                                      • взаимодействия с Византией
                                                                                                      • христианизации

                                                                                                        • 52. Русским мыслителем, заявившим в работе «Самопознание», что в основание собственной философии положил не бытие, а свободу, является:

                                                                                                        • Н.Ф. Федоров
                                                                                                        • А.И. Герцен
                                                                                                        • Н.А. Бердяев
                                                                                                        • В.С. Соловьев

                                                                                                          • 53. «Человек — животное разумное, удивляющееся, советующее, рассуждающее, смехотворительное ... Человек есть микрокосм или малый мир», — отмечал в своей риторике

                                                                                                          • А. Белобоцкий
                                                                                                          • С. Денисов
                                                                                                          • С. Лихуд
                                                                                                          • И. Лихуд

                                                                                                            • 54. Познание, согласно Н.О. Лосскому, начинается в том случае, когда субъект направляет на объект серию __________________ актов.

                                                                                                            • интенциональных
                                                                                                            • имманентных
                                                                                                            • интуиционных
                                                                                                            • координацинных

                                                                                                              • 55. «Страшно то, что мы в добре не видим добра, то есть, что даже там, где есть подлинное добро, мы не в состоянии воспринять его именно как добро», — писал:

                                                                                                              • К.Н. Леонтьев
                                                                                                              • Н.Я. Данилевский
                                                                                                              • Н.В. Гоголь
                                                                                                              • Н.Н. Страхов

                                                                                                                • 56. П.А. Флоренский постоянно возвращается к мысли, что лишь в религии человек обретает смысл

                                                                                                                • страдания
                                                                                                                • развития
                                                                                                                • смерти
                                                                                                                • жизни

                                                                                                                  • 57. Жизнь вне Царства Божиего есть результат неверного использования свободы воли, — считал:

                                                                                                                  • И.А. Ильин
                                                                                                                  • Н.О. Лосский
                                                                                                                  • С.Н. Булгаков
                                                                                                                  • С.Л. Франк

                                                                                                                    • 58. Основным положением ленинской теории отражения не является то, что ...

                                                                                                                    • ощущение есть первичная, элементарная форма отражения предмета в сознании и единственный источник нашего знания
                                                                                                                    • представляя собой образ, снимок явлений материальной действительности, ощущение по своему содержанию объективно. Но отражение предмета в ощущении — в отличие от зеркала — представляет собой субъективный образ объективной действительности. Субъективность этого образа состоит в том, что степень правильности, точности отражения предмета зависит не от объекта, а от субъекта: внутреннее субъективное состояние человека, его личные особенности, его жизненный опыт накладывают свой отпечаток на даваемый чувствами образ
                                                                                                                    • нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах
                                                                                                                    • ощущение осуществляет непосредственную связь сознания с внешним миром и связано с превращением энергии из одной формы в другую, с переходом от одной формы движения к другой

                                                                                                                      • 59. Основные идеи Послания митрополита Никифора (укажите лишнее) — это:

                                                                                                                      • платоновский тезис о трехчастной природе души
                                                                                                                      • противопоставление духовного бытия телесному
                                                                                                                      • органическая связь духовного и телесного начал в человеке
                                                                                                                      • по творению можно познать Творца

                                                                                                                        • 60. Представителем русского Просвещения 60-80-х годов XVIII в., политическим деятелем, сторонником просвещенного абсолютизма, автором произведений: «Философические предположения» и «Рассуждения двух индейцев Калана и Ибрагима о человеческом познании» является:

                                                                                                                        • Я.П. Козельский
                                                                                                                        • С.Е. Десницкий
                                                                                                                        • Д.М. Велланский
                                                                                                                        • Д.С. Аничков

                                                                                                                          • 61. Нил Синаит (Нил Философ) считал, что подлинным философом может быть:

                                                                                                                          • мудрый правитель
                                                                                                                          • опытный священник
                                                                                                                          • удалившийся от суеты мира подвижник
                                                                                                                          • каждый человек, стремящийся к знанию

                                                                                                                            • 62. Усматривая ведущую роль духовного содержания личности, И.А. Ильин пишет, что ум без сердца — это:

                                                                                                                            • мертвец
                                                                                                                            • слепец
                                                                                                                            • глупец
                                                                                                                            • подлец

                                                                                                                              • 63. В словах А.Н. Радищева: «вещественностию называют то существо, которое есть предмет наших чувств, разумея, есть или может быть предметом наших чувств» речь идет о:

                                                                                                                              • бытии
                                                                                                                              • фактах чувственного опыта
                                                                                                                              • космосе
                                                                                                                              • материи

                                                                                                                                • 64. В русской философии выделяет архимандрит Гавриил (Воскресенский):

                                                                                                                                • самобытный характер
                                                                                                                                • диалогизм
                                                                                                                                • заимствованный характер
                                                                                                                                • сочетание веры и разума, рассудочности и набожности

                                                                                                                                  • 65. Представителем евразийства не является:

                                                                                                                                  • Г.В. Флоровский
                                                                                                                                  • А.Ф. Лосев
                                                                                                                                  • Г.В. Вернадский
                                                                                                                                  • Н.С. Трубецкой

                                                                                                                                    • 66. Неправильным вариантом является:

                                                                                                                                    • поступок воспринимался славянами как ответственное действие
                                                                                                                                    • в представлении древних славян судьба человека и его свобода взаимосвязаны
                                                                                                                                    • человек обладает возможностью некоторого управления своей судьбой посредством волевого и целенаправленного поступка-выбора
                                                                                                                                    • человек не властен над своей судьбой

                                                                                                                                      • 67. Автором «Задонщины» традиционно считается:

                                                                                                                                      • Митрополит Иларион
                                                                                                                                      • Кирилл Туровский
                                                                                                                                      • Софоний Рязанец
                                                                                                                                      • Климент Смолятич

                                                                                                                                        • 68. Религиозный опыт, по мнению И.А. Ильина, открывает особое видение мира, согласно которому самая ткань мироздания во всей его сопринадлежности, многожизненности, закономерности и динамичности есть великое Божие

                                                                                                                                        • откровение
                                                                                                                                        • прозрение
                                                                                                                                        • чудо
                                                                                                                                        • вдохновение

                                                                                                                                          • 69. По оценке П.Я. Чаадаева, Россия осталась:

                                                                                                                                          • Западом
                                                                                                                                          • ни Западом, ни Востоком
                                                                                                                                          • и Западом, и Востоком
                                                                                                                                          • Востоком

                                                                                                                                            • 70. По мнению И.В. Киреевского, культурное благоденствие России напрямую зависит от распространения:

                                                                                                                                            • истинной веры
                                                                                                                                            • просвещения
                                                                                                                                            • либерализма
                                                                                                                                            • гуманизма

                                                                                                                                              • 71. Черты, наиболее свойственные гносеологической позиции А.Д. Кантемира, — это:

                                                                                                                                              • сенсуализм
                                                                                                                                              • агностицизм
                                                                                                                                              • эмпиризм и позитивизм
                                                                                                                                              • рационализм и скептицизм

                                                                                                                                                • 72. П.А. Флоренский различает истину, относящуюся ко времени, и истину

                                                                                                                                                • вечности
                                                                                                                                                • физики
                                                                                                                                                • пространства
                                                                                                                                                • метафизики

                                                                                                                                                  • 73. Протофилософские идеи в языческом мировоззрении древних славян (укажите лишнее) — это идея ...

                                                                                                                                                  • единства и многообразия божественности
                                                                                                                                                  • наличия пространственно-временных факторов в сотворенном мире
                                                                                                                                                  • взаимосвязи духовных и материальных уровней мироздания
                                                                                                                                                  • креационизма

                                                                                                                                                    • 74. Западниками являются:

                                                                                                                                                    • интеллектуальная элита западных провинций Российской империи
                                                                                                                                                    • адепты вовлечения России в культурную сферу Запада для обогащения достижений собственной цивилизации
                                                                                                                                                    • приверженцы особого пути России в истории, который обусловлен религиозностью ее народа, общинным характером его собственности и быта, стремлением к нравственным ценностям
                                                                                                                                                    • сторонники западного пути развития России в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлеченности России в западную культуру

                                                                                                                                                      • 75. К феномену русской истории и культуры, называемому __________________, относятся следующие слова: «во всем этом роковом и трагическом распылении церковных сил, русское церковное сознание дорого платило за свою мечту, за утопическое понимание теократической идеи христианства».

                                                                                                                                                      • смутой
                                                                                                                                                      • опричниной
                                                                                                                                                      • «иосифлянством» (стяжательством)
                                                                                                                                                      • расколом

                                                                                                                                                        • 76. Укажите идею, не свойственную М.А. Антоновичу:

                                                                                                                                                        • «Человек есть та точка опоры, посредством которой изучается весь остальной мир, более того, все в мире должно служить человеку, удовлетворять его материальным и умственным потребностям»
                                                                                                                                                        • «Высший путь хозяйственной свободы проходит через духовно-нравственное преобразование человеческой природы»
                                                                                                                                                        • «История человечества делится на две эпохи: «естественного состояния» и «гражданского общества». При этом «естественная» жизнь, состоящая в удовлетворении всех потребностей человеческой природы, находящейся в гармонии и соответствии с жизнью всей остальной природы, является целью существования человека»
                                                                                                                                                        • «Одной из важнейших целей общества является распределение пищи. Тем не менее «пищевые условия» не объясняют всю историю; в число полезных для человека потребностей входят также «потребности головы и сердца» (то есть потребности культуры) и «житейские политические дела», особенно вопросы политического и правового строя»

                                                                                                                                                          • 77. В учении Н.Ф. Федорова поклонение идолам, т.е. внешним религиозным обрядам, называется:

                                                                                                                                                          • идололатрией
                                                                                                                                                          • идеолатрией
                                                                                                                                                          • панэтизмом
                                                                                                                                                          • супраморализмом

                                                                                                                                                            • 78. «Златоустом, паче всех просиявших на Руси», называли:

                                                                                                                                                            • Филофея
                                                                                                                                                            • Кирилла Туровского
                                                                                                                                                            • Иосифа Волоцкого
                                                                                                                                                            • Феодосия Печерского

                                                                                                                                                              • 79. Познание истины, согласно воззрениям П.А. Флоренского, возможно лишь как результат связи

                                                                                                                                                              • Бога и Вселенной
                                                                                                                                                              • человека и Церкви
                                                                                                                                                              • Бога и человека
                                                                                                                                                              • Вселенной и человека

                                                                                                                                                                • 80. В качестве аналога исторического бытия народов и культур В.Н. Татищев указывал:

                                                                                                                                                                • христианство
                                                                                                                                                                • евангельские притчи
                                                                                                                                                                • жизнь героев античного романа
                                                                                                                                                                • жизнь отдельно взятого человека, его возрастные, физические и духовные изменения

                                                                                                                                                                  • 81. Н.О. Лосский полагал, что Бог в Своей Троичной жизни является абсолютной полнотой бытия, первичной и всеохватывающей внутренней

                                                                                                                                                                  • интуицией
                                                                                                                                                                  • целостностью
                                                                                                                                                                  • ценностью
                                                                                                                                                                  • Ииенцией

                                                                                                                                                                    • 82. Воззрение, согласно которому отождествляются Бог и природа, — это:

                                                                                                                                                                    • теизм
                                                                                                                                                                    • монотеизм
                                                                                                                                                                    • пантеизм
                                                                                                                                                                    • деизм

                                                                                                                                                                      • 83. Рассудочное, логическое, опосредствованное мышление — это мышление ...

                                                                                                                                                                      • ноуменальное
                                                                                                                                                                      • координационное
                                                                                                                                                                      • дискурсивное
                                                                                                                                                                      • интенциональное

                                                                                                                                                                        • 84. По определению Н.А. Бердяева, одно из предельных порождений антропологического сознания гуманизма, истребляющее гуманизм, окончательно убивающее человека, — это:

                                                                                                                                                                        • Социализм
                                                                                                                                                                        • Материализм
                                                                                                                                                                        • Позитивизм
                                                                                                                                                                        • Марксизм

                                                                                                                                                                          • 85. Выдающийся философ России XX в., представитель персонализма, создатель философии свободы, публицист, историк русской мысли — это:

                                                                                                                                                                          • Н.А. Бердяев
                                                                                                                                                                          • С.Л. Франк
                                                                                                                                                                          • В.В. Зеньковский
                                                                                                                                                                          • Н.О. Лосский

                                                                                                                                                                            • 86. Правда — это:

                                                                                                                                                                            • совокупность духовных и материальных достижений общества, отражающих особенности и уровень его исторического развития
                                                                                                                                                                            • система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентиры
                                                                                                                                                                            • исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие, которое вбирает в себя смысл теоретической истины и нравственной справедливости, правого социального порядка и праведности в личной жизни
                                                                                                                                                                            • совокупность объективно-исторических условий общественного развития, характеризующихся устойчивостью и самовоспроизводством в традиционных преемственных формах

                                                                                                                                                                              • 87. Если Истина есть, — пишет П.А. Флоренский, — то она — реальная разумность и разумная реальность; она есть конечная бесконечность и бесконечная конечность, или

                                                                                                                                                                              • реальная актуальность
                                                                                                                                                                              • актуальная бесконечность
                                                                                                                                                                              • потенциальная бесконечность
                                                                                                                                                                              • актуальная реальность

                                                                                                                                                                                • 88. В.И. Ленин разработал учение о:

                                                                                                                                                                                • вечном мире
                                                                                                                                                                                • перерастании пролетарской революции в демократическую
                                                                                                                                                                                • аграрной кооперации
                                                                                                                                                                                • пролетарской партии и диктатуре пролетариата

                                                                                                                                                                                  • 89. Выдающийся русский философ и политический мыслитель, правовед, исследователь философии Гегеля, теоретик и историк религии и культуры — это:

                                                                                                                                                                                  • В.В. Зеньковский
                                                                                                                                                                                  • С.Н. Булгаков
                                                                                                                                                                                  • И.А. Ильин
                                                                                                                                                                                  • Н.А. Бердяев

                                                                                                                                                                                    • 90. По мнению Ю.Ф. Самарина, формой социального устройства, способной предотвратить распадение общества на враждебные противоборствующие классы, является:

                                                                                                                                                                                    • парламентаризм
                                                                                                                                                                                    • республика
                                                                                                                                                                                    • община
                                                                                                                                                                                    • демократия

                                                                                                                                                                                      • 91. Ведущий представитель феноменологии в России — это:

                                                                                                                                                                                      • Н.О. Лосский
                                                                                                                                                                                      • В.В. Розанов
                                                                                                                                                                                      • С.Л. Франк
                                                                                                                                                                                      • Г.Г. Шпет

                                                                                                                                                                                        • 92. Первый признак «революционной ситуации», согласно определению В.И. Ленина, — это:

                                                                                                                                                                                        • обнищание масс
                                                                                                                                                                                        • гражданская война
                                                                                                                                                                                        • кризис верхов
                                                                                                                                                                                        • повышение активности масс сверх обычного

                                                                                                                                                                                          • 93. Учение о внутренней духовной сосредоточенности — это:

                                                                                                                                                                                          • софиология
                                                                                                                                                                                          • всеединство
                                                                                                                                                                                          • исихазм
                                                                                                                                                                                          • космизм

                                                                                                                                                                                            • 94. Софиология — это:

                                                                                                                                                                                            • богословская дисциплина, занимающаяся истолкованием религиозных текстов, прежде всего текстов Библии
                                                                                                                                                                                            • учение о Софии Премудрости Божией русских религиозных философов, вобравшее в себя элементы церковного предания и европейской мистики
                                                                                                                                                                                            • вид церковной литературы, жития (жизнеописания) святых
                                                                                                                                                                                            • учение о внутренней духовной сосредоточенности

                                                                                                                                                                                              • 95. «Византийский дух, византийские начала и влияние, как сложная ткань нервной системы, проникают насквозь весь великорусский общественный организм», — писал:

                                                                                                                                                                                              • Н.Я. Данилевский
                                                                                                                                                                                              • К.Н. Леонтьев
                                                                                                                                                                                              • Н.В. Гоголь
                                                                                                                                                                                              • Н.Н. Страхов

                                                                                                                                                                                                • 96. «Западное просвещение носит «внешний» характер и не содержит в себе идеи нравственного просвещения; это просвещение ума, но не сердца», — считал ...

                                                                                                                                                                                                • П.Д. Юркевич
                                                                                                                                                                                                • А.С. Хомяков
                                                                                                                                                                                                • Н.Ф. Федоров
                                                                                                                                                                                                • И.В. Киреевский

                                                                                                                                                                                                  • 97. Державность как цивилизационный фактор — это:

                                                                                                                                                                                                  • фактор, регулирующий развитие личности и социальных групп на основе гармоничного сочетания свободы и единства, творчества и ответственности
                                                                                                                                                                                                  • фактор развития крупных государственных образований (Рима, Византии, России), испытывающих влияние культур народов Востока и Запада
                                                                                                                                                                                                  • фактор, характеризующий важную роль государства России в истории отечественной цивилизации, в развитии сбалансированных отношений с иными цивилизациями
                                                                                                                                                                                                  • философское понятие, выражающее органическое единство универсального мирового бытия, взаимопроникнутость и раздельность образующих его частей, их тождественность друг другу и целому при качественной специфичности и индивидуальности

                                                                                                                                                                                                    • 98. Начальный этап в развитии русской средневековой философской мысли охарактеризован В.В. Зеньковским как:

                                                                                                                                                                                                    • «мистический ирреализм»
                                                                                                                                                                                                    • «практический реализм»
                                                                                                                                                                                                    • «мистический персонализм»
                                                                                                                                                                                                    • «мистический реализм»

                                                                                                                                                                                                      • 99. Традиционное определение философских взглядов Л.Н. Толстого — это:

                                                                                                                                                                                                      • супраморализм
                                                                                                                                                                                                      • панморализм
                                                                                                                                                                                                      • панэтизм
                                                                                                                                                                                                      • панлогизм

                                                                                                                                                                                                        • 100. В XVII-XVIII вв. единственной интеллектуальной формой, ставшей всеобщим достоянием, сущность которой составлял культ разума, являлась:

                                                                                                                                                                                                        • теология
                                                                                                                                                                                                        • риторика
                                                                                                                                                                                                        • апологетика
                                                                                                                                                                                                        • схоластика

                                                                                                                                                                                                          • 101. Возвеличивание царской власти в учении о Москве как третьем Риме было:

                                                                                                                                                                                                          • мистической утопией
                                                                                                                                                                                                          • результатом непонимания общественной природы власти
                                                                                                                                                                                                          • проявлением Церковного сервилизма
                                                                                                                                                                                                          • выражением мистико-эсхатологического понимания истории

                                                                                                                                                                                                            • 102. Сборник «Смена вех» вышел в:

                                                                                                                                                                                                            • 1921 г
                                                                                                                                                                                                            • 1917 г
                                                                                                                                                                                                            • 1922 г
                                                                                                                                                                                                            • 1918 г

                                                                                                                                                                                                              • 103. Оппонент А. Курбского — это:

                                                                                                                                                                                                              • Филофей
                                                                                                                                                                                                              • Василий Великий
                                                                                                                                                                                                              • Иоанн Грозный
                                                                                                                                                                                                              • Сильвестр

                                                                                                                                                                                                                • 104. Мировоззренческая установка, допускающая возможность непосредственного надчувственного и сверхрационального взаимодействия человека и духовного мира, — это:

                                                                                                                                                                                                                • мистицизм
                                                                                                                                                                                                                • телеологизм
                                                                                                                                                                                                                • магизм
                                                                                                                                                                                                                • монизм

                                                                                                                                                                                                                  • 105. Включение Древней Руси в мир христианства происходило под доминирующим влиянием

                                                                                                                                                                                                                  • Византии
                                                                                                                                                                                                                  • Болгарии
                                                                                                                                                                                                                  • Сербии
                                                                                                                                                                                                                  • Хазарии

                                                                                                                                                                                                                    • 106. Впервые в истории России предприняли попытку организовать философское образование по программе, типичной для европейский университетов

                                                                                                                                                                                                                    • Лихуды
                                                                                                                                                                                                                    • Безобразовы
                                                                                                                                                                                                                    • Денисовы
                                                                                                                                                                                                                    • Соловьевы

                                                                                                                                                                                                                      • 107. «Наша интеллигенция ... этически аскетична, духовно самоотверженна», — считал:

                                                                                                                                                                                                                      • В.В. Зеньковский
                                                                                                                                                                                                                      • И.А. Ильин
                                                                                                                                                                                                                      • Н.О. Лосский
                                                                                                                                                                                                                      • С.Н. Булгаков

                                                                                                                                                                                                                        • 108. П.Я. Чаадаев утверждал, что Россия, находясь между Германией и Китаем, могла бы

                                                                                                                                                                                                                        • поддерживать баланс между Западом и Востоком
                                                                                                                                                                                                                        • послужить мостом между Западом и Востоком
                                                                                                                                                                                                                        • примирить Запад и Восток
                                                                                                                                                                                                                        • синтезировать положительные стороны Запада и Востока

                                                                                                                                                                                                                          • 109. Тезис, нехарактерный для учения А.Н. Радищева о человеческом познании, состоит в том, что ...

                                                                                                                                                                                                                          • душа человека от рождения — «чистая доска»
                                                                                                                                                                                                                          • мышление основывается на чувственных данных, а разум делает чувства человека изощреннее и тоньше
                                                                                                                                                                                                                          • разум является единственным источником наших научных знаний о мире
                                                                                                                                                                                                                          • мышление человека связано с его возрастным развитием

                                                                                                                                                                                                                            • 110. Экзегетика — это:

                                                                                                                                                                                                                            • самоуправление, административная независимость православных
                                                                                                                                                                                                                            • богословская дисциплина, занимающаяся истолкованием религиозных текстов, прежде всего текстов Библии
                                                                                                                                                                                                                            • вид церковной литературы, жития (жизнеописания) святых
                                                                                                                                                                                                                            • учение о внутренней духовной сосредоточенности

                                                                                                                                                                                                                              • 111. Н.О. Лосский доказывает, что воля свободна, но защищает ее __________________ интерпретацию.

                                                                                                                                                                                                                              • динамическую
                                                                                                                                                                                                                              • релятивистскую
                                                                                                                                                                                                                              • координационную
                                                                                                                                                                                                                              • интуиционную

                                                                                                                                                                                                                                • 112. Русский историк, социальный мыслитель, общественный деятель консервативного направления, выступивший за пересмотр «Табели о рангах» и против расширения экономической деятельности купечества, и размывания сословных границ — это:

                                                                                                                                                                                                                                • Ф. Прокопович
                                                                                                                                                                                                                                • М.М. Щербатов
                                                                                                                                                                                                                                • А.Д. Кантемир
                                                                                                                                                                                                                                • В.Н. Татищев

                                                                                                                                                                                                                                  • 113. «Ничто не выливается из ничего, разве только пустые грезы, какие суть идеи Платона ...», — считал:

                                                                                                                                                                                                                                  • В.Н. Татищев
                                                                                                                                                                                                                                  • Д.С. Аничков
                                                                                                                                                                                                                                  • Я.П. Козельский
                                                                                                                                                                                                                                  • Г. Конисский

                                                                                                                                                                                                                                    • 114. Тезис, неопределяющий содержание диалектико-материалистической теории познания, — это то, что ...

                                                                                                                                                                                                                                    • к процессу познания надо подходить диалектически, т.е. не предполагать наши знания данными в готовом виде, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным, более точным
                                                                                                                                                                                                                                    • процесс познания имеет диалогическую природу
                                                                                                                                                                                                                                    • мир познаваем, в нем нет принципиально непознаваемых вещей, а есть лишь вещи, еще не познанные; причем никакой принципиальной разницы между вещами познанными и вещами еще не познанными не существует
                                                                                                                                                                                                                                    • существуют вещи независимо от нашего сознания, от наших ощущений

                                                                                                                                                                                                                                      • 115. Философское учение об основных принципах бытия — это:

                                                                                                                                                                                                                                      • эволюционизм
                                                                                                                                                                                                                                      • онтология
                                                                                                                                                                                                                                      • эпистемология
                                                                                                                                                                                                                                      • гносеология

                                                                                                                                                                                                                                        • 116. «Знание не есть истинное просвещение. Знание есть расширение умственного богатства, просвещение же истинное, сверх знания, заключает в себе развитие высших начал — нравственных и духовных», — считал:

                                                                                                                                                                                                                                        • П.Д. Юркевич
                                                                                                                                                                                                                                        • Н.Ф. Федоров
                                                                                                                                                                                                                                        • И.В. Киреевский
                                                                                                                                                                                                                                        • А.С. Хомяков

                                                                                                                                                                                                                                          • 117. Постепенная замена средневекового типа мышления начинается в:

                                                                                                                                                                                                                                          • XVII в
                                                                                                                                                                                                                                          • XVI в
                                                                                                                                                                                                                                          • XVIII в
                                                                                                                                                                                                                                          • XV в

                                                                                                                                                                                                                                            • 118. Цель сосредоточения богатств в руках церкви, согласно точке зрения Иосифа Волоцкого — это:

                                                                                                                                                                                                                                            • независимость от государства
                                                                                                                                                                                                                                            • явление через пышность славы Божией
                                                                                                                                                                                                                                            • социальное служение церкви
                                                                                                                                                                                                                                            • подражание византийским образцам

                                                                                                                                                                                                                                              • 119. Русский космизм — это:

                                                                                                                                                                                                                                              • совокупность объективно-исторических условий общественного развития, характеризующихся устойчивостью и самовоспроизводством в традиционных преемственных формах
                                                                                                                                                                                                                                              • совокупность духовных и материальных достижений общества, отражающих особенности и уровень его исторического развития
                                                                                                                                                                                                                                              • система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентиры
                                                                                                                                                                                                                                              • специфическое мировосприятие и мироощущение, утверждающее внутреннее органическое единство бытия и рассматривающее все происходящее на Земле в тесном единстве с космическими процессами

                                                                                                                                                                                                                                                • 120. Главным идеологом старообрядчества в XVII в. считается:

                                                                                                                                                                                                                                                • Протопоп Аввакум
                                                                                                                                                                                                                                                • Симеон Полоцкий
                                                                                                                                                                                                                                                • Никита Пустосвят
                                                                                                                                                                                                                                                • Боярыня Морозова

                                                                                                                                                                                                                                                  • 121. «Признаком человека является именно его сверхчеловеческая, богочеловеческая природа», — отметил

                                                                                                                                                                                                                                                  • Н.О. Лосский
                                                                                                                                                                                                                                                  • В.В. Зеньковский
                                                                                                                                                                                                                                                  • Я.Н. Колубовский
                                                                                                                                                                                                                                                  • С.Л. Франк

                                                                                                                                                                                                                                                    • 122. Отрицая божественность мира, С.Н. Булгаков

                                                                                                                                                                                                                                                    • утверждает относительную самостоятельность мира
                                                                                                                                                                                                                                                    • лишает мир онтологической значимости
                                                                                                                                                                                                                                                    • отрицает автономность мира
                                                                                                                                                                                                                                                    • фактически становится на атеистические позиции

                                                                                                                                                                                                                                                      • 123. Учение, абсолютизирующее относительность знания и на основе этого отрицающее объективность истины и возможность познания мира, — это:

                                                                                                                                                                                                                                                      • скептицизм
                                                                                                                                                                                                                                                      • эмпиризм
                                                                                                                                                                                                                                                      • релятивизм
                                                                                                                                                                                                                                                      • эмпириокритицизм

                                                                                                                                                                                                                                                        • 124. Атомистические воззрения на материю сочетались у А.Д. Кантемира с:

                                                                                                                                                                                                                                                        • диалектикой
                                                                                                                                                                                                                                                        • метафизикой
                                                                                                                                                                                                                                                        • атеизмом
                                                                                                                                                                                                                                                        • креационизмом

                                                                                                                                                                                                                                                          • 125. В раннесредневековый период славянство и евразийство русской философии, благодаря принятию восточной ветви христианства, дополняются:

                                                                                                                                                                                                                                                          • космизмом
                                                                                                                                                                                                                                                          • всеединством
                                                                                                                                                                                                                                                          • соборностью
                                                                                                                                                                                                                                                          • византизмом

                                                                                                                                                                                                                                                            • 126. Из названных мыслителей к стяжателям относится:

                                                                                                                                                                                                                                                            • Вассиан Патрикеев
                                                                                                                                                                                                                                                            • Иосиф Волоцкий
                                                                                                                                                                                                                                                            • Максим Грек
                                                                                                                                                                                                                                                            • Артемий Троицкий

                                                                                                                                                                                                                                                              • 127. Противоположности дал Бог, чтобы они «боролись между собой», считал:

                                                                                                                                                                                                                                                              • Паисий Величковский
                                                                                                                                                                                                                                                              • Георгий Конисский
                                                                                                                                                                                                                                                              • Феофан Прокопович
                                                                                                                                                                                                                                                              • Тихон Задонский

                                                                                                                                                                                                                                                                • 128. Биофизик, основоположник гелиобиологии, биологической космологии и биоорганоритмологии — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                • А.Л. Чижевский
                                                                                                                                                                                                                                                                • В.И. Вернадский
                                                                                                                                                                                                                                                                • Н.Ф. Федоров
                                                                                                                                                                                                                                                                • К.Э. Циолковский

                                                                                                                                                                                                                                                                  • 129. Основным критерием в выборе начального этапа русской философии у большинства историков русской философии служит:

                                                                                                                                                                                                                                                                  • христианский характер миросозерцания
                                                                                                                                                                                                                                                                  • появление понятийной формы, свойственной философской мысли Запада
                                                                                                                                                                                                                                                                  • появление социально-философской мысли
                                                                                                                                                                                                                                                                  • появление философских запросов

                                                                                                                                                                                                                                                                    • 130. Христианская философия, масонство, светская философия — основные направления философских учений России

                                                                                                                                                                                                                                                                    • XX в
                                                                                                                                                                                                                                                                    • XVII в
                                                                                                                                                                                                                                                                    • XIX в
                                                                                                                                                                                                                                                                    • XVIII в

                                                                                                                                                                                                                                                                      • 131. По мнению митрополита Платона, главное в человеке — это его ...

                                                                                                                                                                                                                                                                      • воля
                                                                                                                                                                                                                                                                      • совесть
                                                                                                                                                                                                                                                                      • ответственность
                                                                                                                                                                                                                                                                      • разум

                                                                                                                                                                                                                                                                        • 132. Организационное оформление славянофильства датируется:

                                                                                                                                                                                                                                                                        • 1829 г
                                                                                                                                                                                                                                                                        • 1832 г
                                                                                                                                                                                                                                                                        • 1839 г
                                                                                                                                                                                                                                                                        • 1825 г

                                                                                                                                                                                                                                                                          • 133. «Русская душа, гений народа русского, может быть, наиболее способный из всех народов вместить в себя идею всечеловеческого единения, братской любви», — писал:

                                                                                                                                                                                                                                                                          • Ф.М. Достоевский
                                                                                                                                                                                                                                                                          • К.Н. Леонтьев
                                                                                                                                                                                                                                                                          • Н.Н. Страхов
                                                                                                                                                                                                                                                                          • Н.В. Гоголь

                                                                                                                                                                                                                                                                            • 134. Богослов, философ, историк, православный священник, активный участник международного экуменического движения, автор работ «Пути русского богословия», «Византийские отцы V-VIII вв.» — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                            • П.А. Флоренский
                                                                                                                                                                                                                                                                            • Г.П. Федотов
                                                                                                                                                                                                                                                                            • Г.В. Флоровский
                                                                                                                                                                                                                                                                            • С.Н. Булгаков

                                                                                                                                                                                                                                                                              • 135. Евразийство как цивилизационный фактор — это:

                                                                                                                                                                                                                                                                              • исторически свойственное отечественной цивилизации синтетическое понятие, которое вбирает в себя смысл истины и справедливости, правого социального порядка и праведности в личной жизни
                                                                                                                                                                                                                                                                              • фактор, регулирующий развитие личности и социальных групп на основе гармоничного сочетания свободы и единства, творчества и ответственности
                                                                                                                                                                                                                                                                              • фактор развития крупных государственных образований (Рима, Византии, России), испытывающих влияние культур народов Востока и Запада
                                                                                                                                                                                                                                                                              • фактор, характеризующий важную роль государства России в истории отечественной цивилизации, в развитии сбалансированных отношений с иными цивилизациями